
Ботаническая экскурсия!
30 мая 2025, 10:11
В окрестностях с. Нижний Саянтуй еще сохранились малотрансформированные природные ландшафты, где можно лицезреть естественные экосистемы с представителями дикой флоры и фауны. Маршрут для экскурсии был намечен заранее и пролегал по среднегорной части горы Казачья, далее продолжался по подножью горы, где сохранились участки ильмовой лесостепи. Обратный путь проходил уже по руслу бежавшей здесь некогда реки, где экскурсанты могли бы ознакомиться с пойменной растительностью. Экскурсоводами «миниэкспедиции» выступили преподаватель кафедры ботаники БГУ, к.б.н. Холбоева Светлана Александровна и заместитель директора по НМР МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», к.б.н. Нагуслаев Максим Тимофеевич.

Экскурсантами стали учащиеся 10а класса. В назначенный день и час группа исследователей родных просторов выдвинулась с территории школы на маршрут. Сразу за селом, спустившись в русло старицы группа наткнулась на колонию ласточек-береговушек (Riparia riparia). Ласточки облюбовали для устройства своих нор обрывистый берег русла. Во время наблюдения мы могли видеть, как отдельные особи залетают и вылетают из нор. Таким образом стало понятно, что колония жилая. Близко мы не стали подходить, чтобы лишний раз не беспокоить птиц. Тем более, что в это время самки ласточек уже насиживают яйца. На подходе к горе Светлана Александровна показала ребятам несколько интересных растений и предложила гербаризировать их. Ребята аккуратно сорвали отмеченные растения и следуя инструкциям преподавателя, сделали гербарии. Итак, в нашей коллекции растений появились аспарагус, купена, марена, осока стоповидная, дикая смородина, дикая яблоня, кизильник черноплодный, спирея средняя, бурачок, и конечно, самое главное ландшафтообразующее растение этих мест – ильм низкий. Гербарии были дополнены записями о месте нахождения растения, его точными координатами (широта, долгота по ГИС), автором записи и названием растения на русском и латыни. Экскурсия продолжилась восхождением на террасу горы Казачья, где в каменных россыпях была обнаружена, предположительно, нора манула. Предположение было сделано на основе обнаруженного помета и костных останков мышевидных грызунов. Кроме того, само место расположения жилища соответствует излюбленным биотопам манула. Чуть ниже вершины горы, в небе, ребята могли наблюдать в бинокль хищных птиц, таких как черный коршун, обыкновенный канюк и обыкновенная пустельга. При этом, одновременно учащиеся учились определять этих птиц по характерным признакам. Спустившись вниз и перейдя через дорогу, группа двинулась в обратный путь, отмечая при этом, интересные виды животного и растительного мира. В школу ребята вернулись с богатым багажом новых знаний и впечатлений!